+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

Дела подводные. О роботах для подводной робототехники и не только

Дела подводные. О роботах для подводной робототехники и не только

На Всероссийской олимпиаде роботов в Университете Иннополис нам удалось встретиться и пообщаться с людьми, которые увлекаются подводной робототехникой. И сегодня мы поговорим, что это за направление и где этим занимаются.

Аэрофотосъёмками при помощи беспилотных летательных аппаратов уже никого не удивишь. Собрать дрон по силам даже школьнику – все необходимое для этого, включая методические пособия, можно приобрести в интернете. Подводная же робототехника остается пока уделом избранных. И не только потому, что история её становления насчитывает около 40 лет (против столетнего развития беспилотных летательных аппаратов). 

Дела подводные. О роботах для подводной робототехники и не только

В России и мире просто пока мало кто занимается этим направлением, да и запрос не велик. Из зарубежных компаний самые известные – это OpenRov и Blue Robotics, в России – концерн «Моринформсистема-Агат» (да и то больше в военных целях), Институт проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН и «Центр робототехники» (г. Владивосток). 

Естественно ведётся работа со студентами и школьниками. Как любая отрасль, подводная робототехника испытывает кадровый голод. Нет специалистов, которые бы могли управлять новыми подводными аппаратами. А компании предпочитают брать на работу школьников, которые много лет занимались подводной робототехникой и делали ошибки в школе, чем отправлять на обучение сотрудников. По статистике, даже после обучения такой специалист на порядок ниже школьника по компетенциям.

Где же выход?

В соревнованиях по подводной робототехнике. За рубежом давно стало нормой, когда на международных чемпионатах за выступлениями участников наблюдают специалисты известных компаний с целью поиска потенциальных сотрудников. И не только наблюдают, а дают кейсы и финансируют разработки. Самые известные международные чемпионаты:

• AUVSI RoboSub Competition (ежегодно с 1997 года),
• Student Autonomous Underwater Challenge-Europe (SAUC-E) (ежегодно с 2006 года),
• MATE International ROV Competition (ежегодно с 2002 года),
• Singapure AUV Challenge (ежегодно с 2013 года).

У нас соревнования по подводной робототехнике сосредоточены в основном на Дальнем Востоке. И организатором их выступает «Центр робототехники»:

• MATE ROV (отборочный тур на международный MATE, с 2015 года),
• ВРО «Интеллектуальные АНПА» (Иннополис, с 2016 года),
• Олимпиада НТИ водный профиль (с 2017 года),
• Всероссийские соревнования по подводной робототехнике (с 2018 года),
• Конкурс по подводной робототехнике для учеников 1-4 классов (с 2019 года). 

«Четвертый год «Центр робототехники» является организатором и разработчиком подводного профиля на ВРО, – рассказывает Андрей Гридин, один из разработчиков профиля «Интеллектуальные АНПА» на Всероссийской робототехнической олимпиаде, заместитель директора по производству Центра робототехники (г. Владивосток). – В этом году на мастер-классы мы впервые привезли телеуправляемых роботов. Мы не только показываем, как с ними работать, но и приглашаем всех желающих в Школу наставников по подводной робототехнике, которая пройдёт с 5 по 15 сентября во Владивостоке на базе Института биологии моря ДВО РАН».

Дела подводные. О роботах для подводной робототехники и не только

Где взять роботов?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понимать, для каких целей он необходим. Существуют три типа аппаратов: буксируемые, телеуправляемые и автономные. Буксируемые используются, как правило, в промышленности при выполнении океанографических измерений и поиске затонувших объектов. Телеуправляемые и автономные аппараты выпускаются как для предприятий, так и для школьников. 

Например, при помощи автономного аппарата MUR (Micro Underwater Robot) школьники разрабатывают и реализуют алгоритмы управления, навигацию и системы компьютерного зрения. А созданные в прошлом году телеуправляемые аппараты: MiddleROV (для школьников 5-8 классов) и HighROV (для старшеклассников и студентов) помогают детям продвинуться в области пилотирования, конструирования, электроники.

Рассказывает Андрей Гридин:

Своим впечатлением о HighROV поделился Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества.

А что же у нас?

Не стоит думать, что подводная робототехника развивается только там, где рядом есть водная акватория. Для занятий нужны лишь опытный педагог и желание заниматься этим сложным направлением. 

Рассказывает Дмитрий Ловчиков, учитель физики челябинского физико-математического лицея №31, заведующий лабораторией «Современные технологии», где есть кружок подводной робототехники.

Ну и напоследок видео с соревнований подводных роботов.

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?