+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

«Формула-1» на воде. Челябинский педагог о профессии, соревнованиях и современных школьниках

«Формула-1» на воде. Челябинский педагог о профессии, соревнованиях и современных школьниках

В год столетия дополнительного образования мы рассказываем о самых-самых. О педагогах, которые отвлекают детей от компьютеров, зажигая в их сердцах маленький огонёк надежды. Надежды, что однажды у ребят получится «догнать и перегнать» (в прямом смысле этого слова) его, своего первого учителя, что привил любовь к скоростям.

Наш сегодняшний герой – не профессиональный педагог, а человек, который стоял у истоков возрождения судомодельного спорта в Челябинской области. Дмитрий Геннадьевич Долгих, руководитель судомодельного кружка в ГБУ ДО «ДЮТТ», председатель Челябинской федерации судомодельного спорта, мастер спорта международного класса. И папа… одиннадцатилетней дочери-судомоделистки.

Из любителей в педагоги

Всё началось четыре года назад, когда Дмитрию Геннадьевичу, судомоделисту-любителю, предложили вести кружок. И не где-нибудь, а в ДОСААФ. На тот момент за плечами молодого педагога было множество соревнований, грамот, наград и ни капли опыта работы с детьми.

– Я с четвертого класса занимаюсь судомоделизмом, – вспоминает спортсмен. – Сначала в кружке у Анатолия Александровича Караваева, мастера спорта, инженера и тренера. Затем – сам для себя. Делал копии, гоночные и радиоуправляемые модели. Остановился, в конце концов, на скоростных кордовых судах. Только здесь чувствуешь азарт, мощь и скорость (модели разгоняются до 300 км/ч). 

Организовать кружок с нуля Дмитрию помог соревновательный опыт. Начинать было трудно. Свою первую группу моделист набирал по друзьям, знакомым и знакомым знакомых. Материалы закупались на рынке. Дерево, фанеру, железо, резину – всё самое простое для изготовления небольших контурных и резиномоторных моделей. Первые уроки спортсмен вспоминает с улыбкой:

– Пришлось вспоминать самые азы – всё, с чего начинал сам. Сегодня технология изготовления моделей мало чем отличается от той, что была лет десять назад. Ребёнок работает руками. Берёт лист фанеры, переводит контур корабля, обрабатывает лобзиком. То, что не сильно хорошо получилось, дорабатывает напильником, вышкуривает, лакирует. Затем изготавливается корпус. Основа вырезается ножовкой из дерева, обрабатывается рубанком, дошкуривается, красится. Из жести специальными ножницами по контуру вырезается руль. Затем всё склеивается – и получается корабль.

О педагогах, которые отвлекают детей от компьютеров, зажигая в их сердцах маленький огонёк надежды. Надежды, что однажды у ребят получится «догнать и перегнать» (в прямом смысле этого слова) его, своего первого учителя, что привил любовь к скоростям

Чтобы выпиливать детали на станках с ЧПУ, считает Дмитрий Геннадьевич, ребёнку необходимо их сделать вручную. Только так можно понять основные законы гидродинамики, научиться применять их в конструкторских решениях. 

Летящие по волнам 

Лет тридцать назад судомодельные соревнования проходили повсеместно. Челябинская область практически всегда занимала первые места (два из пяти ведущих клубов располагались у нас). Сегодня от масштабных сражений остались только воспоминания. Мы забыли, что секрет понимания любого предмета лежит в грамотном соотношении теории и практики. Изучить устройство и правила постройки модели, изготовить судно и обязательно поучаствовать с ним в соревнованиях – вот секрет успеха от Дмитрия Долгих.

– Ребёнку тяжело трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Нужна отдушина. Отдушиной выступают соревнования. Где как не здесь, школьник видит свои возможности, достижения, неудачи, чувствует азарт и воодушевление, общается с единомышленниками. Понимает, к чему дальше стремиться. 

О педагогах, которые отвлекают детей от компьютеров, зажигая в их сердцах маленький огонёк надежды. Надежды, что однажды у ребят получится «догнать и перегнать» (в прямом смысле этого слова) его, своего первого учителя, что привил любовь к скоростям

Отсутствие местных соревнований опытный моделист компенсирует состязаниями внутри кружка. Тем самым, поддерживая интерес ребят к тому, чем они занимаются. Участие по сезонам. В сентябре-октябре школьники изготавливают модель, на которой «гоняют» весь сезон. В следующем году – новое судно или это же, но с улучшенной «начинкой»,

– Судомодельный спорт для терпеливых и усидчивых, – улыбается Дмитрий Геннадьевич. – Даже если ребенок ничего не умеет, но есть стремление «работать руками», он научится. Пусть не через год, не через два, но научится. Достижения приходят не сразу, а спустя время. Если не победил с первого раза, разбираем причины, чтобы к следующим соревнованиям подготовиться лучше. Только так прививается любовь к труду.

Залог победы – это, в первую очередь, тренировки. В судомоделизме особенно важно вовремя распознать недочеты и внести корректировки в конструкцию. К примеру, «привязать» модель к воде, поставив стабилизатор или подложив десятую-сотую миллиметра. Сейчас челябинские судомоделисты тренируются в «кустарных» условиях – в шкафу от старого холодильника, заполненного водой. А много ли там места, чтобы увидеть ход модели: не «зарывается» ли она в воду, не «летит»? 

Молодая смена 

Судомоделизм – один из немногих видов спорта, где школьники закрепляют, углубляют и применяют на практике знания, полученные на уроках истории, математики, черчения, физики. Приобретают навыки и компетенции, которых не дает школа. Как будет работать двигатель в воде? Почему, если посильнее завести, модель перевернется? Как найти оптимальный баланс веса и скорости?

О педагогах, которые отвлекают детей от компьютеров, зажигая в их сердцах маленький огонёк надежды. Надежды, что однажды у ребят получится «догнать и перегнать» (в прямом смысле этого слова) его, своего первого учителя, что привил любовь к скоростям

– Судомоделизм – это, в первую очередь, интеллектуальное творчество, – поясняет Дмитрий Геннадьевич. – Занятия в кружке помогают раньше выбрать будущую профессию. Ребята добиваются лучших результатов, становятся чуть более самостоятельными, коммуникабельными, целеустремленными. Вырабатывается аккуратность, точность, развивается усидчивость, терпение, воспитывается умение не пасовать перед трудностями. Многие ученики технических кружков стали конструкторами и инженерами, открыли свой бизнес. Есть и такие, кто не бросил спорт. Став людьми высокого полета, они также «летают» на своих лодках, развивая большие скорости.

Считается, что судомоделизм «отжил своё», нынешних детей в кружок не загонишь. Им роботов и квадрокоптеров подавай. Вовсе нет, считает Дмитрий Долгих. В этом году педагог открыл дополнительно два новых кружка, чтобы вместить всех желающих. Кстати, дочь моделиста, Алиса, пошла по стопам отца. В свои неполные двенадцать юная спортсменка уже успела завоевать несколько золотых медалей и установить два мировых рекорда.

Материалы по теме

100 лет допоразованию. Начинаем серию репортажей о людях и судьбах

В самолеты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Летние беседы о детском авиамоделизме. Мнение педагога

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?