Новые формы обучения в профессиональном образовании. Педагог технопарка «Кванториум» принял участие в конференции

12 октября 2018 г. 07:11

В детском технопарке «Кванториум», который откроется совсем скоро, будут работать опытные квалифицированные педагоги. Уже сейчас они приобщают детей к инженерно-техническому творчеству, «зажигая» в детях огонек изобретательства и дух исследований.

Илья Хазов, будущий наставник Автоквантума, не первый год в системе дополнительного образования и не понаслышке знаком со спецификой отрасли. Молодой педагог активно выступает в различных научно-практических конференциях, предлагая варианты преодоления кризиса современной системы образования.

На прошлой неделе педагог принял участие в XV Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика», которая проходила в Пензе. И сегодня мы публикуем текст доклада.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время прослеживается острый кризис квалифицированных кадров в различных сферах рынка труда. Данная ситуация связана с многими факторами, в том числе с проблемами профессионального образования. 

Работодатели отмечают что молодые сотрудники, частично или полностью, не способны выполнять поставленные задачи, имеют низкую внутреннюю мотивацию, а также не обладают, в полной мере, необходимыми компетенциями и знаниями для результативного труда. Проведенный нами опрос выявил ряд компетенций и требований, предъявляемых работодателем сотруднику: 

    \t
  • •    Способность работать в команде;
  • \t
  • •    Коммуникабельность; 
  • \t
  • •    Многозадачность; 
  • \t
  • •    Творческий подход; 
  • \t
  • •    Способность к обучению и переобучению; 
  • \t
  • •    Критическое мышление; 
  • \t
  • •    Предметные знания; 
  • \t
  • •    Продуктовое мышление, нацеленность на результат. 

Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что работодатели хоть и обращают внимание на область предметных знаний, но все же отдают предпочтения универсальным навыкам. Подобная позиция связана с постоянно изменяющимися условиями труда, технологическим прогрессом, «вымиранием» определенных профессий, и как следствие возникающая необходимость переобучения сотрудников. В крупных компаниях и предприятиях зачастую выстроена система переобучения, повышения квалификации, поэтому потенциальному работодателю необходим сотрудник способный своевременно подстраиваться под изменяющиеся условия и эффективно работать в команде на благо коллектива.

Подобные универсальные навыки вырабатываются в процессе профессионального становления, поэтому работодатели так же в требованиях к сотруднику отмечают опыт работы от двух и более лет, что зачастую является серьезной проблемой для выпускников учреждений профессионального образования при устройстве на работу по специальности. 

Подытожив вышесказанное, мы отмечаем, что в большинстве случаев профессиональное образование, в том виде, котором оно на данный момент находится, не способствует развитию всех универсальных навыков и необходимых компетенций. Данная проблема заключается в консервативных традиционных методах обучения, которые не меняются и не подстраиваются под актуальные образовательные задачи. Даже в настоящее время встречаются преподаватели не использующие мультимедийное обеспечение и наглядные пособия на занятиях теоретического обучения, которые позволяют существенно облегчить восприятие материала. 

Классно урочная система не подразумевает коллективный результат, она направлена на развитие отдельно взятых обучающихся, следовательно, не подходит для применения в профессиональном обучении в неизмененном виде. 

Классическое семинарское занятие проводится по заранее заданным студентам вопросам, зачастую снова индивидуальным. Также стоит отметить различного рода исследовательские работы, такие как курсовой или дипломный проект. Как выбор темы исследования, так и вся работа проделывается индивидуально студентом, не подразумевается работа в команде, разделение обязанностей, выстраивание коммуникаций для достижения необходимого результата. 

Подобные формы контроля позволяют отслеживать уровень предметных знаний и ту или иную творческую составляющую. Однако следует отметить что образование настраивает обучающихся на непрерывное обучение и необходимость постоянного повышения квалификации в условиях непрерывного совершенствования производства, усложнения средств труда и производственных отношений, но уделяет меньше внимания развитию универсальных качеств, требуемых работодателем. 

Мы видим необходимость совершенствования и существенного преобразования образовательного процесса. Наравне с теоретическими и практическими должны проводиться занятия, ориентированные на решение кейсов, посредством разделения учебных групп на подгруппы от 4 до 6 человек, решать задачи коллективно, разделяя обязанности, по итогам нескольких занятий уделять достаточное время всеобщему обсуждению полученных результатов и подробному анализу проделанной работы.

Также для повышения качества образования данные кейсы должны основываться на реальных ситуациях и проблемах потенциальных работодателей. Важно выстраивать сотрудничество между образовательной организацией и своего рода заказчиком квалифицированных кадров. 

На базе решенных кейсов с целью совершенствования результата могут основываться курсовые и выпускные квалификационные работы. Следует отметить что для их написания, а также проводимого в рамках проекта исследования необходимо организовывать командную работу, с целью эффективного развития коммуникативных способностей студента. В ходе выполнения проекта необходим периодический анализ проделанной работы, тем самым способствуя развитию навыка критического мышления. 

Многие методы обучения, направленные на развитие необходимых в наше время, навыков и компетенций, активно используются в дополнительном образовании, как правило каждый метод подразумевает коммуникацию и командную работу, постоянное обсуждение и анализ результатов с целью устранения недочетов и типичных ошибок, а также поиска нестандартного пути решения поставленной задачи. 

    \t
  • Методы и приемы, применяемые в дополнительном образовании: 
  • \t
  • •    Беседа; 
  • \t
  • •    Дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты); 
  • \t
  • •    Деловые игры; 
  • \t
  • •    Тренинги (взаимодействие в группе); 
  • \t
  • •    Проектная деятельность; 
  • \t
  • •    Вытягивающая модель. 

Мы полагаем, что в традиционные методы профессионального образования следует включать элементы выше перечисленных приемов, так как это будет способствовать организации самостоятельной работы на занятиях, развитию как предметных, так и универсальных навыков, выработке необходимых компетенций.

Формы контроля следует ориентировать на самостоятельную групповую деятельность студентов. В процесс написания курсовых и выпускных квалификационных работ так же включить компонент командной работы, тем самым создать условия выполнения задач реальной профессиональной деятельности.

Новые формы обучения в профессиональном образовании. Педагог технопарка «Кванториум» выступил с докладом

Сборник научных трудов «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика».


Справка: 

«Кванториум» – современный технопарк для детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2017 году Министерство образования и науки РФ одобрило заявку региона на открытие детских технопарков в Челябинске и в Магнитогорске. Создание детских технопарков «Кванториум» стало возможным благодаря поддержке губернатора Челябинской области и министерства образования. Региональным оператором сети детских технопарков назначен Дом юношеского технического творчества Челябинской области.
 

Комментарии к новости

Нет ни одного комментария.

Комментировать

Ваше имя
Текст комментария

Будьте в курсе последних новостей

Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ
close