Воспитываем талантливых инженеров

16 июля 2018 г. 09:32

Где взять квалифицированных рабочих и талантливых инженеров, адаптированных для работы на высокотехнологичном металлургическом производстве? Ответ прост: вырастить самим!

Сегодня между профессиональным образованием и производственной реальностью – пропасть, которая с годами лишь увеличивается. В стране острая нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров, а педагогика колледжей, техникумом и вузов «заточена» разве что на создание хорошей теоретической базы. Учебные программы средних и высших образовательных учреждений вкладывают в головы студентам парадигму, оторванную от практики. Выпускникам требуются годы (которых, как правило, нет) на адаптацию к производству.

Воспитываем талантливых инженеров

Об эффективности ранней профориентации «говорят» сами дети. На вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», 90% первоклассников называют профессию родителей. Если мама с папой инженеры, электрики, автомеханики, ребенок мечтает пойти по их стопам. К 11 классу таких единицы: 90% выпускников видят себя менеджерами, бизнесменами, программистами. 

Почему? Да потому что наши учебные заведения не профориентированы. Число ребят, умеющих паять, строгать и клеить сокращается, как и количество выпускников, поступающих на инженерные специальности. 

Профориентацией школьников третий год занимается модельный центр технического творчества ГБУ ДО «ДЮТТ». Запуская проект, мы понимали, что стремление к исследовательской деятельности, умение технически грамотно и рационально мыслить не появится у ребенка на пустом месте. Нужна мощная материальная база и педагоги-производственники, способные увлечь ребят в мир науки и техники. Как это уже было в прошлом. 

Воспитываем талантливых инженеров

Старшее поколение, возможно, помнит такой предмет, как «основы производства» в школах. Легендарные уроки, на которых дети приобретали будущую профессию. Старшеклассники обучались техническим специальностям, время от времени выезжая и закрепляя полученный опыт в производственных бригадах при заводах и лабораториях.

Понимая, что без промышленного сектора экономики, выстроить эффективную систему ранней профориентации и практико-ориентированного обучения невозможно, мы обратились к предприятиям. Инициативу поддержал «Челябинский трубопрокатный завод» (входит в Группу ЧТПЗ) с уникальной программой «Будущее Белой металлургии». Организация работы в цехах требует от сотрудников высокой квалификации, профессионального мастерства и особого инженерно-технического сознания. 

Воспитываем талантливых инженеров

Однако государственные учебные программы не заточены на формирование квалифицированного «производственника». Остаются кружки дополнительного образования, открытые на базе профильных учреждений. Посещая их, дети увлекаются техническим творчеством, знакомятся с промышленными предприятиями и выбирают будущую профессию. 

В 2017 году областной Дом юношеского технического творчества, Челябинский трубопрокатный завод и Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В.Яковлева заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Методику взаимодействия продумали до мелочей. ДЮТТ предоставил оборудование и будущих учеников, техникум – учебные корпуса и педагогов, трубопрокатный завод – программу и специалистов-наставников. 

Воспитываем талантливых инженеров

Прошел год. В техникуме открыты четыре группы дополнительного образования для детей с 11 до 14 лет. Под руководством опытных педагогов-практиков школьники обучаются технически грамотно генерировать новые инженерные идеи и воплощать их затем в проектной документации. Научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность ребята ведут по четырём направлениям:

    \t
  • • 3D моделирование;
  • \t
  • • Робототехника;
  • \t
  • • ТРИЗ;
  • \t
  • • Электромонтаж.

Планируется открытие классов для школьников среднего звена. 

Кейсы учебных занятий выдают структурные подразделения завода. Под руководством сотрудников ЧТПЗ школьники создают платформы будущих технических узлов, производят расчеты, рисуют модели. 

Новая методика охватывает пока только один район и одно учебное заведение. Но ребята, увлечённые техническим творчеством, чувствуют свою причастность к реальному производству. Техникум формирует будущих студентов. Завод «растит» промышленные кадры, которые с большой долей вероятности вернутся после обучения обратно. И это будут не вчерашние выпускники, а реальные производственники, знакомые со спецификой трубопрокатного производства, обладающие высоким профессиональным мастерством, инженерно-техническим мышлением, целеустремленные и инициативные.

Воспитываем талантливых инженеров

И это только начало, начало движения вперед. Опытом сотрудничества ДЮТТ, техникума и ЧТПЗ уже заинтересовались представители компаний АО «Конар» и ПАО «Мечел».

Мы не ограничиваемся экскурсиями на предприятия или разовыми профориентационными мероприятиями, – прокомментировал совместный проект Владислав Николаевич Халамов, руководитель модельного центра федерального проекта «Инженерные кадры России». – Мы создаем инновационную методику подготовки и обучения техническим навыкам, воспитываем инженеров будущего. Наши ученики развивают техническое мышление и нарабатывают необходимые навыки на практических задачах реального производства.


 

Комментарии к новости

Нет ни одного комментария.

Комментировать

Ваше имя
Текст комментария

Будьте в курсе последних новостей

Подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ
Записаться
close