Приемная директора
Написать

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

19 июля 2018 г. 9:15

Ещё в 2011 году Дмитрий Медведев, на тот момент находившийся на посту главы государства, заметил, что в России катастрофически не хватает инженеров и специалистов в области точных наук. Его слова «Хватит плодить бесконечных юристов и экономистов» стали лозунгом профобразования, который не повторял в нашей стране разве что ленивый. 

Однако с тех пор мало что изменилось, особенно в регионах. С точки зрения производственного образования Челябинск, как и любой другой областной центр, троечник. Почему? Да потому что лучшие из лучших после школы поступают в столичные вузы. В регионах остаются середнячки, из которых выйдут хорошие менеджеры (хотя и с этим можно поспорить), но никак не инженеры и конструкторы.

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

Попытки изменить ситуацию, обратить профобразование в сторону реального сектора экономики предпринимались неоднократно. Взять хотя бы кружковое движение и программы ранней профориентации школьников. Инновационные разработки юных техников внедряются на предприятия.

Машиностроительный завод «Оренбургский радиатор» взял на вооружение «фотоловушку» оренбургского школьника для борьбы с травматизмом при сварке. Корпорация «Уралвагонзавод» вводит в производство автоматизированную систему подачи заготовок в индукционную печь, проект которой разработан ребятами из Омска.

В Челябинске подобные идеи «витали» несколько лет подряд. Но так и оставались на уровне положений, концепций, планов. Пока в 2018 году не воплотились в совместный проект областного Дома юношеского технического творчества (ГБУ ДО «ДЮТТ»), «Челябинского областного многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей» (ЧОМЛИ) и ПАО «Челябинский цинковый завод» (ЧЦЗ) (предприятия металлургического комплекса Уральской горно-металлургической компании). 

Устройство для автоматического удаления окислов с поверхности слитков в плавильном отделении цеха «Комплекс электролиза цинка» уникально и не имеет аналогов. Разработали его ученики 8, 9 и 10-х классов лицея для одаренных детей – Сергей Анисимов, Владислав Жаров, Савелий Красногорцев и Данил Тищенко

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

Техническим руководителем стал Михаил Александрович Бесчастнов, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДЮТТ. Два раза в неделю школьники собирались в родной alma mater, чтобы в свободной форме поделиться идеями и обсудить решения.

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

 

​    ​Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

«В Челябинске это первый инженерный проект, выполненный по поручению цинкового завода, – рассказывает Михаил Александрович. – Ребята должны были создать модель устройства по автоматизации производственных процессов. И у них отлично получилось. Детали и узлы школьники сделали из конструктора Tetrix с контроллером Arduino. Я лишь обрисовал общую картину. Остальное – чертежи, схемы, эскизы – полностью заслуга ребят. Порой некоторые конструктивные решения даже для меня были в диковинку».

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

 

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

По мере необходимости к «мозговым штурмам» присоединялись кураторы проекта от предприятия: ведущий инженер-технолог Инженерного центра Андрей Геннадьевич Рязанов, который курировал проект с первых дней и до последней защиты (а их было несколько). Производственный контроль осуществляла команда руководителей: начальник плавильного отделения Михаил Александрович Бурмистров, начальник цеха КИПиА Константин Олегович Большаков, главный механик завода Александр Викторович Бухмиллер. Команда кураторов ставила задачи, знакомила с терминологией, помогала советами, согласовывала техническую документацию.  

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Юные инженеры неоднократно посещали завод, чтобы в деталях изучить процесс отлива цинковых слитков высокой пробы Special High Grade. Сейчас горячий цинк разливается в специальные формы (изложницы). На поверхности образуется пенка, которая портит качество готового продукта. Избавляется от неё обычный человек, облачённый в костюм термозащиты. Металлическими лопатками рабочий снимает до двух тонн смеси оксидов за смену. 

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

 

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

Как минимум, это небезопасно и ненадёжно, ведь температура жидкого металла достигает 600 градусов. Инновационная разработка ребят автоматически будет сгребать пенку с поверхности слитков, исключив тем самым пресловутый человеческий фактор и опасность нанесения вреда сотруднику. 

«Лопатки для сгребания сделаны со специальным бортиком, который удерживает цинковую пену, – рассказывает Савелий, один из участников проекта. – Сейчас они выполнены при помощи технологии 3D печати. Но в реальности подойдёт титан. Лёгкий, прочный, инертный материал с небольшим коэффициентом трения, к которому цинковая пена не прилипнет». 

Школьники модернизируют производственные процессы. История одного проекта

Работа над проектом заняла несколько месяцев. Практически все детали устройства выполнены в масштабе. Даже механический редуктор собран по подобию вертолётного, чтобы угловая скорость вращения лопастей была идентична скорости вращения заводской установки.

Руководство ЧЦЗ уже подсчитало экономическую эффективность проекта и оценило высокий технический уровень подготовки будущих инженеров. 

«Уже готовится технико-экономическое обоснование для реализации проекта на производстве, – пояснил Константин Юрьевич Розенберг, директор по работе с персоналом и административным вопросам ПАО «Челябинский цинковый завод». – Внедрение разработки показывает актуальность и эффективность работы ребят». 

Таким образом, мало разглядеть будущего инженера. Его еще надо правильно воспитать. И будущее профобразования – за интересной проектной деятельностью, заказчиком которой (и это обязательное условие) выступают промышленные предприятия.

 

Комментарии к новости

Нет ни одного комментария.

Комментировать

Ваше имя
Текст комментария

Будьте в курсе последних новостей

Подпишитесь на нашу рассылку
Записаться
close