В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

6 июля 2018 г. 9:24

В рамках столетия дополнительного образования продолжаем рассказывать о людях, внёсших весомый вклад в развитие детского творчества. Знакомьтесь, Александр Иванович Щуров, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории в областном Доме юношеского технического творчества.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Говорят, авиамоделизм – «болезнь» родом из детства, развивается молниеносно, лечению не поддаётся. А если серьёзно, то путь нашего героя в авиамоделизм – череда случайностей. Стечение обстоятельств, благодаря которым самолёты нашли его, спустя тридцать лет.

За свою долгую жизнь кандидат в мастера по авиамодельному спорту, судья I категории, офицер запаса мотострелковых войск выпустил сотни учеников, поселив в их сердцах «коварный микроб авиамоделизма». «Микроб», который несёт этих людей в открытое поле, смягчает часы ожидания и заставляет с замиранием сердца следить за полётом самолёта в бескрайней небесной синеве, манящей и затягивающей одновременно. Однако так было не всегда.

Приходите через год…

Детство маленького Саши ничем не отличалось от детства сотни других советских мальчишек. Школа, безобидные (а иногда и не очень) развлечения – рогатки, бумеранги, «бомбочки», пистоны, собирание майских жуков в коробочки и запуск бумажных самолётиков в небо. 

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Пока в его жизни не появились настоящие модели авиалайнеров и штурмовиков. В посёлке Веер (г. Екатеринбург), где родился почетный авиа-, ракето- и судомоделист, было поле.

«В один из воскресных дней я проходил мимо, – рассказывает Александр Иванович. – и увидел запуск радиоуправляемых самолётов. Рёв, бешеная скорость – это было потрясающе. Однако в авиамодельный кружок я пошёл лишь в пятом классе, когда случайно увидел модель истребителя у друга. Двигатели, моторы… в тот момент меня сильно зацепили».

Первая попытка стать авиамоделистом оказалась неудачной. В свердловском Дворце пионеров, куда пришли друзья, запись закончилась три дня назад. Разочарованные, они отправились домой. Встретив по дороге группу людей с собаками (как оказалось, это были участники «Клуба служебного собаководства»), ребята решили попытать счастья. 

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

В шестом классе юный собаковод все-таки записывается в авиамодельный кружок, а через год клуб выделяет ему щенка овчарки. Так в жизни Саши появилось хобби, спустя годы ставшее призванием и профессией одновременно. По образованию Александр Иванович – военный, закончил «Высшее политическое училище МВД», г. Ленинград. По специализации офицер-кинолог, а в душе – талантливый педагог и мудрый наставник, имеющий редкий дар обучать по модельному тихо, спокойно.

Перерыв длиною в тридцать лет

Как все советские юноши призывного возраста, после школы Саша уходит служить в армию. Успев, однако, недолгое время поработать в кружке авиамоделирования местного клуба при ЖКО (жилищно-коммунальный отдел). Все свободное от самолётов время он посвящает собакам, курсируя между площадкой, где собираются собаководы, и лесным стадионом, где запускаются модели и обсуждаются новинки самолётостороения.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

«Два года и четыре месяца я пробыл в пограничных войсках, – продолжает вспоминать Александр Иванович, – правда не со своей собакой. В редкие минуты отдыха (которых было немного) я садился за казарменный стол, брал лист бумаги и рисовал… Модели, схемы, оформление, расчеты – я жил и дышал этим».

После армии Александр Иванович возвращается в Екатеринбург. По-прежнему он грезит о самолётах. Но необходимость хоть как-то существовать толкает его на родной «Уралмашзавод» («Уральский завод тяжёлого машиностроения») простым модельщиком по деревянным моделям. Затем небольшая ювелирная фирма, где известный авиамоделист работает учеником ювелира. И снова армия. Уже в качестве сержанта учебной роты.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Куда только не забрасывала Александра Ивановича военная служба. Но в любом уголке необъятной родины командир батальона продолжает мечтать о самолётах. Даже когда не посещает авиаклуб, он поддерживает связь с моделистами, радуется успехам:

«Вся моя жизнь – это авиамоделирование и друзья-собаки. В тайге с ребятишками из школы, где училась дочь, мы делали самолёты из всего, что было доступно на тот момент. Это несложно, когда уже имеется опыт. Так за годы службы я понял, чем буду заниматься после армии». 

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Первые шаги в малой авиации

Выйдя в запас в 1999 году, бывший военный, не раздумывая, устраивается на «Станцию юных техников» (г. Челябинск) начальником оргмассового отдела с правом ведения часов. Времена были тяжелые. Страна только что перенесла экономический кризис, дефолт. Дополнительное образование переживало не лучшие времена, многие педагоги уходили из профессии. 

Однако Александр Иванович не теряет присущее ему чувство юмора. И когда в 2002 году Станция закрывается, он уходит в областной Дом юношеского технического творчества, забрав всё лучшее с собой – своих воспитанников. Уже в следующем году на областных ракетомодельных соревнованиях команда ДЮТТ занимает почётное 3 место. Такого результата никто не ожидал. Коллегия судей выносит беспрецедентное решение: выписать ребятам рукописный диплом, который авиамоделист хранит до сих пор.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Постепенно начинающий педагог набирается опыта, осваивает новые направления. Уже в 2007 его ученик Алексей Ганенко занимает 9 место на всероссийских соревнованиях, что соответствует нормативу 1 взрослого разряда. А сам Александр Иванович первый раз выступает в качестве судьи и получает диплом лучшего судьи соревнований. 

Сейчас в копилке педагога сотни конкурсов различного уровня, десятки кубков и медалей. Но вспоминает заслуженный авиамоделист не внушительный список наград и грамот, а самые первые состязания, на которых побывал в качестве зрителя:

«Это были трёхдневные соревнования на Пионерском поселке в Свердловске среди пилотажных радиоуправляемых моделей. Будучи подростком, я незаметно прокрался на стадион через куски защитной сетки. Особенно мне понравился элемент, когда самолёт на уровне 1,5 метра от земли замирает и делает квадратную петлю. И наоборот. Захватывающее зрелище!» 

Секрет успеха

Все эти годы поддерживать огонек авиамоделизма Александру Ивановичу помогали надежные тылы – супруга и подрастающие дети. Когда сержант попал по распределению в тайгу, жена не раздумывая, с маленьким ребенком на руках последовала за ним.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

«Без поддержки жены у нас не было бы 32 кубков у сына и внука, – улыбается авиамоделист. – На соревнования наша мама всегда готовила кашу с тушёнкой, сладкий чай, и мы уезжали на целый день в поле. Сейчас сын – кандидат в мастера спорта, имеет первый взрослый разряд по судомоделированию. Дочь – действующий судья, внук – мастер спорта. Первый раз участвовал во всероссийских соревнованиях в шесть лет, занял третье место».

В чем секрет успеха Александра Ивановича как педагога? Наверное, в его безграничной любви к детям и самолётам. Каждую победу и поражение воспитанников известный авиамоделист воспринимает как личное достижение, опыт, который надо принять и понять, где ошибки. 

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

«Меня всегда привлекала не казённая работа с «бумажками», – вспоминает офицер запаса. – Она сопровождала многие годы службы армии, а живая работа с детьми. Для каждого ученика у меня есть коробочка, где хранятся личные вещи, необходимые для работы. Это их микромир, то, чем они живут и дышат. За 16 лет я видел много ребят. Все оставили неизгладимый след в моем сердце. Сейчас они в разных городах, но связь не потеряна. «Час моделизма» открыт каждый вечер для всех желающих». 

И телефон не молчит. Бывшие воспитанники звонят, рассказывают, кто кем стал, делятся планами, просят совета. Авиамоделизм соединил их в одну большую семью, семью, где для каждого есть своя заветная «коробочка» в большом и мужественном сердце педагога.

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь

Александр Иванович уверен: авиамоделист живет в каждом из нас. Кто хоть раз сделал своими руками самолётик, запустил его в небо, никогда не забудет ощущение безграничной свободы этой маленькой «железной птицы». И не важно, из какого материала сделана модель, металл, потолочная плитка или бумага. Главное – влюбиться в самолёты. Ведь если это произойдёт, то на всю жизнь…

Продолжение следует...

В самолёты надо влюбиться. Увлечение, длиною в жизнь


 

Комментарии к новости

Нет ни одного комментария.

Комментировать

Ваше имя
Текст комментария

Будьте в курсе последних новостей

Подпишитесь на нашу рассылку

Наши партнеры

Запись в кружок

Записать ребенка в кружок


Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

close