Этап 1
Разработка виртуальной модели при помощи системы автоматизированного проектирования
Нам изначально было интересно разработать свои собственные чертежи для сборки модели, причем сделать это по «безбумажной» технологии. В качестве опорного чертежа взяли чертеж из сети Интернет. Масштаб будущей модели выбрали 1:25, в этом масштабе мы сможем полностью повторить всю механизацию самолёта, использовав при этом недорогое бортовое оборудование и бюджетные материалы. После проработки всех внешних поверхностей модели, разместили внутри всё необходимое оборудование и каркас модели.
Этап 2
Виртуальные испытания, подготовка документации
Средства системы автоматизированного проектирования позволяют провести ряд виртуальных испытаний, чем мы и воспользовались. Мы рассчитали правильное положение центра масс, провели нагрузочные испытания, продули модель в виртуальной аэродинамической трубе. По результатам испытаний пришлось немного перераспределить внутреннее расположение некоторых элементов, дополнительно усилить нагруженные элементы. Проверили модель на собираемость, подготовили файлы для лазерной резки, 3D-печати и написали сборочную инструкцию, подготовили список необходимых материалов и оборудования.
Этап 3
Изготовление элементов конструкции
Все фанерные и бальзовые, детали вырезаны на лазерном резаке, на 3D-принтере распечатаны элементы экстерьера, на фрезере с ЧПУ изготовлены металлические элементы конструкции.
Этап 4
Сборка каркаса самолета
Сборку проводим четко в соответствии с нами же разработанной инструкции. Сборка на стапеле для предотвращения нежелательных «круток». Детали отлично подходят друг к другу – отказ от «бумажной» технологии и использование станков с ЧПУ полностью себя оправдали, собирать модель одно удовольствие. Попутно обучаемся работать с композитами, некоторые элементы конструкции требуют усиления стеклотканью.
Этап 5
Монтаж электроники
Устанавливаем сервоприводы, импеллерные системы, регуляторы, прокладываем кабель для аэронавигационных огней. После установки каждого элемента обязательно проверяем его работоспособность, лучше сделать это сразу, чем понять, что что-то не работает, когда модель уже построена. И не зря – включение двигателей на полную мощность привело к разрушению входных каналов. Ничего страшного не произошло, но каналы пришлось переделать, бумагу заменили на бальзу и углеткань.
Этап 6
Обшивка и покраска модели
Модель обшиваем бальзовым шпоном, покрываем слоем тонкой стеклоткани пропитанной полиэфирной смолой. Шлифуем, грунтуем и красим самолет, наносим декали. Параллельно настраиваем бортовые компьютеры, у нас их два: один отвечает за работу закрылков, шасси и БАНО, второй предназначен для стабилизации модели в воздухе (полётный контроллер).
Этап 7
Демонстрация модели на МАКС-2019
Модель выставлялась на площадке фестиваля «От винта!» и стала изюминкой фестиваля. Возле модели всегда было людно, а запуск четырех моторов (даже на минимальной тяге) притягивало посетителей со всей экспозиции. Отличным завершением выставки стала фотосессия нашей модели на фоне настоящего бомбардировщика Ту-160. Наша работа была высоко оценена не только пилотами бомбардировщика, но и представителями ведущих конструкторских бюро нашей страны.
Этап 8
Лётные испытания
Планируем научить нашу модель летать. Начнем с небольших пробежек по взлетно-посадочной полосе, затем «подлеты» на малой высоте, а потом уже полноценные полёты с уборкой шасси, изменением стреловидности крыла. Процесс этот не быстрый и требует точной настройки механизмов и электроники. Наша основная задача на данном этапе – добиться максимально плавного, копийного полета модели.