25.06.2020
Сегодня в каждом общеобразовательном учреждении ведется профориентационная работа. Формы разные. Мы попросили рассказать Эльфиру Лукманову, учителя МОУ «Рощинская СОШ» и руководителя кружка ИКаР школы о «Лаборатории наставничества» и о том, как ведется профориентационная работа в школе.
С чего все начиналось?
— В октябре 2017 года специалисты Регионального центра технического творчества предложили школе принять участие в соревнованиях «Инженерные кадры России» («ИКаР»). Конкурсе, направленном на повышение уровня и престижа инженерных профессий. Почему бы и нет, подумали мы, ведь это новый виток развития школьной робототехники и еще одна возможность выхода на профильные соревнования.
Робототехника в Рощинской школе существует с 2009 года, начиная с дошкольных групп и заканчивая начальным, основным и средним уровнями образования. Ребята не раз становились участниками и победителями различных соревнований. Но в последние годы мы, честно говоря, не очень понимали, куда развиваться дальше, в каком направлении двигаться. Ведь чтобы поддерживать интерес у детей, нужно, чтобы они видели результат, чтобы участвовали в соревнованиях.
«ИКаР» стали для нас новым толчком развития робототехники, шансом наладить сотрудничество с ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», градообразующим предприятием нашего поселка, с которым школу связывает многолетняя дружба.
Мы пригласили в школу специалистов инженерной службы птицефабрики, рассказали о новом практико-ориентированном проекте. Инженеры познакомили школьников с фабрикой, с работой цехов, подсказали несколько направлений, в которых мы могли бы реализоваться, задачи, которые мы могли бы решить. В результате для проекта был выбран сортировочный цех птицефабрики.
Первый успех
Следующим этапом работы стала ревизия школьной материально-технической базы, для того чтобы понять, хватит ли конструкторов для проекта. Собрав команду ребят, которые занимались робототехникой с начальной школы, мы начали работу над практико-ориентированным проектом «Контролер веса при сортировке продукции». Необходимо было автоматизировать процесс сортировки продукции цеха, уменьшив ручной труд, то есть распознать и удалить с конвейера при фасовке в коробки продукцию весом менее 1,2 кг, чем занимались рабочие.
Однако первую модель пришлось разобрать. После экскурсии на предприятие и знакомства с реальным производством, мы поняли, что представления о работе цеха, полученные из интернет-ресурсов, в корне отличаются от реальности. Мы разработали и собрали модель, которая самостоятельно распознает с помощью тензодатчика (датчика веса) продукцию меньшей массы и отправляет нестандартную продукцию в отдельный ящик.
И тут ребята столкнулись с новой проблемой — как в одном проекте соединить три разных конструктора «ARDUINO», «LegoMINDSTORMSNXT 2.0» и «EV3». Помогли светодиоды. В проекте хорошо просматривается интеграция физики, информатики, математики и технологии.
Когда знаний не хватало, школьники обращались за консультацией к Владимиру Ларионову, доктору технических наук, профессору кафедры информационно-измерительной техники Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ. полезные рекомендации ребята получили и от ведущих специалистов детского технопарка «Кванториум».
Результатом успешного завершения первого проекта стало победное участие команды Рощинской школы «SKOLKOVO» во Всероссийском робототехническом фестивале в Москве и улучшение материально-технической базы кружка. Птицефабрика «Равис» подарила школе конструкторы ЛЕГО и ноутбук.
И что в итоге?
В новом учебном году на соревнованиях школу представляли уже три команды ИКаР разного возраста. Все они точно также работали со специалистами-наставниками птицефабрики «Равис» и посещали цеха. В результате команда старшеклассников представила технический проект «Микроклимат птичника». Наша задача состояла в том, чтобы создать макет птичника и разработать эффективные режимы вентиляции воздуха.
На данный момент управление микроклиматом инкубатора — компьютерное. Принцип работы системы вентиляции основан на создании отрицательного давления внутри помещения. Экономические затраты на обогрев свежего воздуха достаточно велики, чтобы поддерживать постоянно одну и ту же температуру, в зависимости от возраста птицы, а проветривать приходится часто.
Мы предложили проводить проветривание по уровню углекислого газа. Дело в том, что в холодный и переходный периоды года резко повышаются энергозатраты, т.к. сначала птичники проветривают, а потом нагревают. Поэтому мы предложили проводить проветривание не по времени, а по необходимости, когда концентрация углекислого газа в воздухе становится повышенной. Наш проект высоко оценили, и уже на одном птичнике наше предложение стали использовать. В данном проекте просматривается интеграция таких образовательных областей как технология, информатика, химия, математика. С проектом ребята заняли второе место в региональном этапе соревнований в категории «ИКаР-ТЕХНО».
Универсальный проект для соревнований
Но это не единственные соревнования, в которых участвовали ребята. Проект старшеклассников занял первое место в региональном этапе VII Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели». Школьники выиграли поездку в Москву, но из-за ограничительных мероприятий поездка перенесена на осень. В финальном туре регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» два проекта ребят заняли второе и третье места. Как вы видите, сделав один масштабный проект, вы можете поучаствовать в разных соревнованиях.
Партнерские отношения с предприятием позволяют школьникам увидеть профессию изнутри, научиться понимать особенности той или иной специальности, видеть необходимость получения знаний. Ведь основная цель обучения робототехнике — создать условия для формирования инженерно-технического мышления у ребенка.
А для наставников такая совместная работа над проектами тоже нужна, ведь они со школьной скамьи выращивают и поддерживают будущие кадры. По словам Андрея Косилова, генерального директора птицефабрики «Равис», на предприятии ждут ребят в качестве программистов и инженеров.
Я рассказала только о двух проектах, о том, как мы работали над ними, с какими трудностями встречались и как их решали. Такую работу можно проводить в каждом образовательном учреждении. Предприятие для сотрудничества может быть любое, которое открыто для сотрудничества. А если вам будет нужна помощь или совет, мы всегда открыты для общения.
Спасибо Региональному центру технического творчества за то, что подключили к интерактивной профориентационной работе по системе ИКаР. Это дает детям реальный ориентир для выбора будущей профессии. Ну а если в ваших школах еще нет кружка робототехники, но есть желание начать эту работу, вы всегда можете обратиться за помощью в Региональный центр технического творчества или в ближайший детский технопарк «Кванториум».
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ