11.05.2018
В преддверии 9 мая учащиеся курса «Занимательная наука» получили новые знания об использовании водорода во время Великой Отечественной войны. Дети узнали, как в военные годы использование этого газа помогало тылу и фронту.
На занятиях ребята собрали автомобили с топливным элементом на водороде. Прокачивая кислород и водород через катоды и аноды, которые находятся в контакте с платиновым катализатором, происходит химическая реакция, в результате которой мы получаем воду и электрический ток.
Однако в годы войны водород использовался и авиации. Так, например, аэростаты, защищавшие блокадный Ленинград от авианалётов противника, поднимали в воздух при помощи водорода. Заполненные лёгким газом, эти гигантские резиновые «колбасы» занимали высоту от 2000 до 4500 метров и не позволяли фашистским лётчикам снижаться для прицельного бомбометания.
Как же зародилась идея использовать водород? Младший техник, лейтенант ПВО Борис Исаакович Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров». Там, в главе «Топливо будущего» говорится, что, когда кончится уголь, его заменит вода. Причём необычная, а разложенная на составные части — водород и кислород. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивлённому Пенкрофу.
Схема, предложенная изобретателем Шелищем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объёмом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки (он же водитель грузовика) управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина.
За эту задумку Б.И. Шелища в декабре 1941 г. наградили орденом Красной Звезды, отметили и его помощников. После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали.
Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. А ведь для изготовления гидрозатворов пришлось использовать всё, что было под руками, — корпуса огнетушителей, водопроводные трубы…
Использование водорода в мирное и военное время доказало, что топливные элементы могут быть до 80 процентов эффективнее обыкновенного бензина, и к тому же этот газ является возобновляемым источником энергии.
Автор: Пенкина Наталья Сергеевна
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ