04.12.2018
Студенческие годы, пожалуй, самое лучшее время для запуска бизнес-проектов. Энергия, амбициозность, богатое воображение и даже хорошая теоретическая подготовка – отличная среда для стартапа. Но статистика беспощадно бьёт по рукам (а некоторых и по карману) – только 1% стартапов пробивается в жизнь, оправдывает инвестиции и приносит прибыль, а значит становится по-настоящему востребованным. Так в чём же дело? Об этом я задумался во время всероссийского конкурса «УМНИК», куда меня пригласили в качестве эксперта для оценки проектов молодых людей.
Интернет-технологии сегодня самая популярная тема. И это тот случай, когда ситуация «дети сидят в интернете» больше радует, чем вызывает опасения. Именно молодые люди создают новые приложения, работают над автоматизацией процессов. Мне посчастливилось судить как раз самое востребованное направление конкурса – «Цифровые технологии».
Приятно порадовал уровень подготовленности конкурсантов и проработки заявленных тем. Как оказалось, волнуют ребят очень разные сферы жизни – одни пытались усовершенствовать производственный процесс на металлургическом предприятии, другие – создать «прикольные» вещицы для комфортной жизни. Предлагалось мобильное приложение для воркаута или для игры на фортепиано, автономная подзарядка для квадрокоптера, контролирующего утечку газа, программа для беспилотника, распознающего огонь в лесу.
Суммы для реализации проектов тоже требуются разные – от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких десятков миллионов. Я сидел и думал, а во что я как инвестор вложил бы деньги. И вот тут оценка проектов вышла на другой уровень. Здесь понятиями «интересненько» уже не обойтись, приходится икать ответы на вопросы – для чего, для кого, зачем и какие гарантии. С этой точки зрения ни один из проектов меня не устроил.
Почему? Да потому что не может двадцатилетний парень, рассказывающий о системе оценки качества продукции на прокатном стане, до конца понимать технологию процесса, если он не проработал там хотя бы года два-три. Да, есть отличное знание языков программирования, информационных баз данных, архитектуры, потоков, блок-схем, только применяется это не там, где нужно.
Что мы делали в детстве, когда у нас не было ничего. Создавали всё сами! Резали, пилили, паяли, разбирали и собирали. И в результате получались действительно нужные вещи – электронные часы, светомузыка, устройства подачи кислорода рыбкам, радионяня, рация, охранная система. Без этого первого этапа сложно придумать что-то жизнеспособное в будущем.
«УМНИК» – это всероссийская программа поддержки молодых учёных. Победители получают 500 тысяч рублей на реализацию своих проектов. В жюри я второй год. Победители прошлых конкурсов отчитываются о потраченных средствах и показывают, что необходимо сделать ещё. Это более сложный этап, потому что финал становится очевидным.
Каждый день в новостях мелькают заголовки «Студент разработал…», «Студенты придумали…». Сначала я с интересом открывал, читал. Сейчас эти новости вызывают только радость, что у молодых людей есть желание создать что-то новое. Жизнь показывает – идей много, но мало практичных, поэтому после появления новостей об этих проектах уже ничего не слышно. На слуху остаются только всевозможные площадки для поиска стартапов – хакатоны, коворкинги и нетворкинги, которые очень популярны среди молодёжи.
Сегодня некоторые университеты переходят на модель защиты дипломов в формате стартапа. Это здорово! Как и конкурс «Умник». Это мотивирует молодежь, заставляет шевелить мозгами и даёт стартовые возможности.
Успех стартапа зависит не только от идеи, но и от множества других факторов – умения находить людей, создавать команду и работать в ней, и даже заглядывать в будущее, чтобы оценить перспективность идеи. Ни школа, ни вуз этому не учат. К счастью, подобная задача поставлена перед системой допобразования. Именно вне стен школы дети смогут размышлять над проблемами и «обкатывать» пути их решения в командной работе. Взять, например, творческие проекты по робототехнике – соревнования Всемирной олимпиады роботов или «ИКаР» (Инженерные кадры России). Прежде чем, перейти к заявленной теме, создаётся команда, распределяются роли в зависимости от способностей и пожеланий участников, затем идёт обсуждение проблемы, посещение предприятий, и только затем ребята приступают к реализации проекта, пусть пока игрушечного, сделанного из конструктора. Но именно так отрабатывается техника создания любого нового продукта, бизнес-идеи.
Осталось только сделать такой подход массовым – не пичкать детей заданиями с рефератами, презентациями из интернета, а учить видеть проблему, изучать её и работать над решением.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ