18.06.2018
15 июня 2018 года российская государственная система дополнительного образования отметила юбилей. Ровно 100 лет назад, в далеком 1918 году, появилась «Станция юных натуралистов и любителей природы». Первое внешкольное учреждение, созданное известным московским биологом Борисом Всесвятским.
Важному событию предшествовала многолетняя педагогическая работа Станислава Шацкого в культурно-просветительном обществе «Сетлемент» для детей и молодёжи из малообеспеченных семей, сирот и беспризорников. А также уникальные методики внешкольного воспитания, обучения и всестороннего развития личности, практиковавшиеся обществом «Детский труд и отдых» и летним лагерем-колонией «Бодрая жизнь».
Из разрозненной системы кружков, мастерских и клубов государство сформировало единую сеть учреждений дополнительного образования. В основу легли передовые идеи прогрессивных педагогов-энтузиастов своего времени. Редкая попытка официальных лиц систематизировать уникальные отечественные формы внешкольной работы увенчалась успехом.
Уже к 1940 году в стране насчитывалось около двух тысяч заведений дополнительного образования, подведомственных различным организациям. Какие только учреждения не курировали работу! Министерства культуры, просвещения, путей сообщения, добровольных спортивных обществ и даже морского и речного флота…
На послевоенное время приходится расцвет допобразования. Число Станций юных техников, детско-юношеских спортивных школ, загородных пионерских лагерей растет в геометрической прогрессии. Накапливается уникальный опыт воспитания талантов. Во Дворцах пионеров получают путевку в жизнь знаменитые изобретатели, конструкторы, актеры, режиссеры. Это летчик-космонавт Герман Титов, авиаконструктор Сергей Ильюшин, актер Ролан Быков, балерина Наталья Бессмертнова, режиссер Станислав Ростоцкий…
Однако «перегибы» внешкольного образования, порой, нивелируют все то разумное, доброе, вечное, что создавалось годами. Чего стоят только музеи славы в каждом советском учреждении или по 10 кружков технического творчества в школах.
Современная российская система дополнительного образования уникальна. Удивительная гибкость позволяет перенимать инновационные направления педагогики зарубежных стран, сохраняя традиции прошлого. Принципы внешкольного воспитания столетней давности не устарели до сих пор. Добровольный характер обучения, отсутствие госстандартов, разнообразие и вариативность программ остались. Добавился лишь культурно-досуговый аспект образования – разнообразные конкурсы, праздники, фестивали.
О популярности внешкольного образования свидетельствует статистика. В прошлом году в стране было зафиксировано почти 45 000 учреждений допобразования, где занималось 67,7% детей в возрасте от 5 до 18 лет. 70% ребят посещало один кружок, 18% – два, 12% – три и более. В начальных классах дополнительным образованием было охвачено 75% школьников, в старшей школе – 54%.
К 100-летию допобразования Министерство образования и науки РФ приурочило ряд мероприятий. Это «Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества», «Всероссийские спортивные игры школьников», «Всероссийский слёт юных туристов». Не остался в стороне от этой знаменательной даты и ДЮТТ.
Мы начинаем серию репортажей об известных инженерах и изобретателях, чью судьбу определили педагоги областного «Дома юношеского технического творчества». О тех, кто проходил начальное обучение инженерно-технической направленности в наших аудиториях. Вас ждут незабываемые встречи и интересные судьбы. Следите за публикациями!
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ