17.07.2019
На Всероссийской олимпиаде роботов в Университете Иннополис нам удалось встретиться и пообщаться с людьми, которые увлекаются подводной робототехникой. И сегодня мы поговорим, что это за направление и где этим занимаются.
Аэрофотосъёмками при помощи беспилотных летательных аппаратов уже никого не удивишь. Собрать дрон по силам даже школьнику – все необходимое для этого, включая методические пособия, можно приобрести в интернете. Подводная же робототехника остается пока уделом избранных. И не только потому, что история её становления насчитывает около 40 лет (против столетнего развития беспилотных летательных аппаратов).
В России и мире просто пока мало кто занимается этим направлением, да и запрос не велик. Из зарубежных компаний самые известные – это OpenRov и Blue Robotics, в России – концерн «Моринформсистема-Агат» (да и то больше в военных целях), Институт проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН и «Центр робототехники» (г. Владивосток).
Естественно ведётся работа со студентами и школьниками. Как любая отрасль, подводная робототехника испытывает кадровый голод. Нет специалистов, которые бы могли управлять новыми подводными аппаратами. А компании предпочитают брать на работу школьников, которые много лет занимались подводной робототехникой и делали ошибки в школе, чем отправлять на обучение сотрудников. По статистике, даже после обучения такой специалист на порядок ниже школьника по компетенциям.
Где же выход?
В соревнованиях по подводной робототехнике. За рубежом давно стало нормой, когда на международных чемпионатах за выступлениями участников наблюдают специалисты известных компаний с целью поиска потенциальных сотрудников. И не только наблюдают, а дают кейсы и финансируют разработки. Самые известные международные чемпионаты:
• AUVSI RoboSub Competition (ежегодно с 1997 года),
• Student Autonomous Underwater Challenge-Europe (SAUC-E) (ежегодно с 2006 года),
• MATE International ROV Competition (ежегодно с 2002 года),
• Singapure AUV Challenge (ежегодно с 2013 года).
У нас соревнования по подводной робототехнике сосредоточены в основном на Дальнем Востоке. И организатором их выступает «Центр робототехники»:
• MATE ROV (отборочный тур на международный MATE, с 2015 года),
• ВРО «Интеллектуальные АНПА» (Иннополис, с 2016 года),
• Олимпиада НТИ водный профиль (с 2017 года),
• Всероссийские соревнования по подводной робототехнике (с 2018 года),
• Конкурс по подводной робототехнике для учеников 1-4 классов (с 2019 года).
«Четвертый год «Центр робототехники» является организатором и разработчиком подводного профиля на ВРО, – рассказывает Андрей Гридин, один из разработчиков профиля «Интеллектуальные АНПА» на Всероссийской робототехнической олимпиаде, заместитель директора по производству Центра робототехники (г. Владивосток). – В этом году на мастер-классы мы впервые привезли телеуправляемых роботов. Мы не только показываем, как с ними работать, но и приглашаем всех желающих в Школу наставников по подводной робототехнике, которая пройдёт с 5 по 15 сентября во Владивостоке на базе Института биологии моря ДВО РАН».
Где взять роботов?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понимать, для каких целей он необходим. Существуют три типа аппаратов: буксируемые, телеуправляемые и автономные. Буксируемые используются, как правило, в промышленности при выполнении океанографических измерений и поиске затонувших объектов. Телеуправляемые и автономные аппараты выпускаются как для предприятий, так и для школьников.
Например, при помощи автономного аппарата MUR (Micro Underwater Robot) школьники разрабатывают и реализуют алгоритмы управления, навигацию и системы компьютерного зрения. А созданные в прошлом году телеуправляемые аппараты: MiddleROV (для школьников 5-8 классов) и HighROV (для старшеклассников и студентов) помогают детям продвинуться в области пилотирования, конструирования, электроники.
Рассказывает Андрей Гридин:
Своим впечатлением о HighROV поделился Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества.
А что же у нас?
Не стоит думать, что подводная робототехника развивается только там, где рядом есть водная акватория. Для занятий нужны лишь опытный педагог и желание заниматься этим сложным направлением.
Рассказывает Дмитрий Ловчиков, учитель физики челябинского физико-математического лицея №31, заведующий лабораторией «Современные технологии», где есть кружок подводной робототехники.
Ну и напоследок видео с соревнований подводных роботов.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ