10.08.2018
Пять дней Екатеринбург жил в ритме полётов и скоростей. С 3 по 7 августа здесь проходило сразу два знаковых мероприятия – «Всероссийская научно-техническая олимпиада по авиамоделированию среди учащихся в номинации «Кордовые модели» и «Чемпионат России по авиамодельному спорту в классе кордовых моделей-копий самолётов F4B». Рассказать о своих впечатлениях и дать экспертную оценку событиям мы попросили Аркадия Юрьевича Латышева, председателя Южно-Уральской федерации авиамодельного спорта.
Соревнования в классе кордовых моделей, пожалуй, самые зрелищные и сложные в авиамоделизме. Хотя бы потому, что спортсмену приходится управлять машиной при помощи двух тоненьких тросиков (кордов). Стоя в центре круга, он пилотирует самолёт, который движется по полусфере. А со стороны кажется, что модель летает сама по себе, подчиняясь лишь ей одной известной программе.
Полёты проходили на кордодромном комплексе Центрального парка культуры и отдыха имени В. В. Маяковского с утра и до вечера. На двух площадках параллельно соревновались четыре класса. На кордодроме с травяным покрытием фигуры высшего пилотажа демонстрировали пилотажные модели, на асфальте – гоночные, скоростные и модели-копии.
«Чтобы сократить время, пилотажные летали на травяном кордодроме, – поясняет Аркадий Юрьевич. – Дело в том, что изначально площадка предназначена для воздушных боёв, так как модели этого класса часто падают и разбиваются о жёсткий настил. Пилотажным образцам тоже положено взлетать с асфальта, но в правилах не запрещено использование травяного покрытия».
Чего не скажешь об остальных самолётах. Во время соревнований гоночные, скоростные и модели-копии взлетают, приземляются и катятся, что возможно только на очень ровной и гладкой поверхности. Маленькое колёсико этих машин просто сломается или запутается в траве.
На олимпиаду съехались школьники со всей России. Ребята участвовали в конкурсе теоретических исследовательских работ. Судейская комиссия оценивала идею проекта, теоретическую и практическую составляющую, уровень защиты. По результатам выдавались дипломы. В копилке челябинской команды – два диплома, один из которых получил школьник из Снежинска за работу, посвящённую системе спасения на парашюте.
Однако главное действие развернулось на кордодромах. Именно здесь с рёвом проносились, улетая ввысь и вновь возвращаясь, уменьшенные копии советских «МиГов» и «Яков». Рассказывает Аркадий Латышев.
Челябинскую область на соревнованиях представляли четыре авиамодельных объединения из Снежинска, Магнитогорска и Челябинска. Полёты проходили в двух возрастных группах – младшей (до 13 лет) и старшей (14-17 лет). И в обеих наш регион занял призовые места. Из 12 ребят только трое остались без медалей, заняв близкие к пьедесталу четвертые и пятые места.
«Выступление нашей сборной я оцениваю положительно, – продолжает рассказ Аркадий Юрьевич. – Челябинская команда считается одной из самых сильных в России. Начиная с 2007 года, мы ни разу не оставались без призовых мест. Вот и в этом году команда заняла 1-е место в младшей возрастной группе по сумме всех четырех классов и 2-е место в старшей, совсем немного уступив победителям – команде Екатеринбурга».
Хотя без досадных происшествий не обошлось. Участник из Снежинска, который занял первое место на областных соревнованиях по пилотажным моделям, не справился с волнением и в первом туре повредил самолёт. В результате он занял лишь 3-е место. И то только потому, что за ночь из дома ему привезли запасную модель. С утра до начала полётов он успел её настроить, потренироваться, чтобы рука привыкла к новой машине, и достойно выступить.
В каждом классе моделей формировалась своя судейская бригада. Число судей, оценивающих полёты, варьировалось от трёх до десяти. Если в классе скоростных кордовых моделей присутствовали начальник старта и три хронометриста, которые засекали время прохождения базы секундомерами, то в гоночных дополнительно за каждым экипажем закреплялся один судья – член жюри, который наблюдал за поведением пилота, чтобы он не нарушал правила поведения в круге.
Однако не только ребята соревновались в умении пилотировать своих «железных птиц» Параллельно на площадке проходил Чемпионат России по моделям-копиям среди взрослых спортсменов. Наш собеседник и Георгий Анатольевич Крестьянинов из Снежинска заняли 3-е и 4-е место соответственно.
Совсем скоро следующие серьёзные авиамодельные соревнования. В последние выходные августа состоится «Чемпионат России среди спортсменов в классе скоростных моделей», «Кубок России по скоростным и гоночным моделям» и «Первенство России среди юношей по скоростным и гоночным моделям».
«Надеемся, что сможем собрать команду, – улыбается Аркадий Юрьевич. – Это личные соревнования, но ребятам есть стимул съездить. Определенную психологическую затравку они получили на этих соревнованиях. Хотят идти дальше. Надеюсь, что пойдут».
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ