Автор: Осёнова Анна Анатольевна
26.11.2020
Многие дети сегодня идут в робототехнику. Родители, отдавая ребенка в инженерный кружок, устанавливают некую планку результатов. Когда же эти ожидания не сбываются в заданные несколько месяцев, наступает разочарование. Давайте разберемся, чего стоит ждать от занятий.
Где результаты возмущается мама ребенка, пару месяцев периодически занимающегося в кружке робототехники.
— Какие результаты вы хотите видеть?
— Ну, хоть какие-то…
Наверное, с таким диалогом периодически сталкивается большинство преподавателей. И самое главное: родители зачастую не могут конкретно сформулировать, каких результатов они ожидают от кружка и собственного ребенка.
В разговоре о результатах занятий родитель чаще всего имеет в виду изменения, причем они должны быть заметны. Однако терпеливый родитель знает, что количество в определенный момент перейдет в качество. А вот у ожидающих быстрые результаты в кратчайшие сроки и при минимальных усилиях (редких посещениях и невыполнении заданий) наступает разочарование.
Так, когда же ждать результат?
Цель дополнительных занятий по робототехнике — не в том, чтобы вырастить целую армию инженеров в стране, и не в том, чтобы реализовать амбиции родителя. Цель — развитие максимального количества полезных навыков и мышления с помощью робототехники как инструмента, который дает общее развитие. Изменения в ребенке происходят на каждом занятии. Как в игре, они накапливают очки опыта, чтобы перейти на следующий уровень и получить новый статус. И даже уровень накапливаемых навыков у каждого ребенка индивидуальный. И с каждым новым занятием ребенок раскрывается с новой стороны.
Чаще всего первых заметных результатов и родители, и мы ждем в первом полугодии. Можно выделить несколько неформальных точек для оценки изменений в первые 6-8 месяцев занятий.
Критерии оценки
Некоторые дети действительно боятся собирать не по инструкции. Поэтому прогресс для такого ребенка — это постепенный уход от инструкций к самостоятельным проектам. Есть и другие — те, кто не собирает по инструкции, только свое. В этом случае не формируются кирпичики опыта и понимания устройства механизмов. Другая особенность — неумение «читать» инструкцию, видеть, как собирать модель в реальности. Мы оцениваем как результат, когда ребенок, видя схему сборки, может корректировать ее, исходя из имеющихся у него деталей.
Почти все дети приходят с опытом конструирования ЛЕГО, но справиться с поставленной задачей, особенно когда не простые привычные кубики ЛЕГО, с первого раза могут далеко не все. С некоторыми буквально приходится сидеть, чтобы к концу занятия получился робот.
Уже на первых занятиях ребята составляют свои первые программы. Ребенок перестает бездумно тыкать в строки кода в поисках решения, может написать простейшую программу для движения робота.
Сборки по инструкции позволяют сформировать опыт и понимание возможностей конструктора. Умение воспользоваться опытом и создать логичную, законченную конструкцию без лишних наворотов — вот задача самостоятельного творчества.
То есть способность создать проект из любых деталей. Кажется, что это умеют все дети. На практике мы нередко видим, что ребенок — профессионал легосборки, но собрать модель из другого конструктора даже по инструкции не может. Верхом мастерства у нас считается создание механизма с использованием нескольких конструкторов.
Работа в команде — сложный навык. Более сильный ребенок перетягивает инициативу на себя и подавляет другого. Кому-то просто лень искать общий язык с другим ребенком, поэтому он всегда предпочитает работать индивидуально. Однако каким бы гением ты не был, если ты не социализируешься в коллективе, тебя ждут проблемы в повседневной жизни.
Ребенок привык использовать дома все детали. На занятиях он впервые сталкивается с условиями, когда самые красивые детали могут забрать другие, нельзя взять все моторы и ограничен временем. Привычка укладываться в имеющиеся ресурсы стимулирует умение «чувствовать время», искать компромиссы, дисциплинирует и развивает многие другие полезные навыки.
Мы всегда говорим, что успех проекта на 80% зависит от его презентации. Поэтому на занятиях ребята проходят подготовку к презентациям своих проектов. Результат прост, если на первой презентации ребенок не мог сказать и слова, то через несколько занятий уже вполне рассказывает о проекте.
Так как же можно получить результат и действительно видимое изменение в ребенке быстрее:
Здорово, когда родитель ставит конкретную цель перед занятиями и проговаривает ее с преподавателем перед началом посещения кружка. Задачи могут быть такие, как: «стесняется выступать с проектом» — соответственно, больше времени уделяем с этим ребенком на проработку презентации; «боится собирать без инструкции» — аккуратно, постепенно предлагаем ребенку сначала изменить одну деталь на другую, затем немного изменить конструкцию и т.д.
Одного занятия в неделю достаточно для общего развития, но для быстрого получения видимых изменений необходимо заниматься чаще. Или хотя бы выполнять дома задания, которые дает педагог
Наличие дома конструктора расширяет возможности ребенка для занятий самостоятельно. Если ребенок уделяет программированию робота, усовершенствованию его конструкции хотя бы по 20 минут в день, то уже будет достаточно.
В группе ребенок усваивает общие понятия, учится работать в команде, социализируется, видит и слышит другие мнения и проекты, расширяет свой кругозор. А индивидуально уже прорабатывает темы в более расширенном формате, получает ответы на вопросы, которые не были усвоены во время занятия.
Когда видимых изменений ждать не стоит:
Если ребенок посещает занятия редко, с большими перерывами, то каждое занятие становится как «с нуля».
Даже если конструктора дома нет, ребенок может заниматься программированием, чтением профильной детской литературы. Такие задание можно попросить у преподавателя.
Если ребенок не проявляет личного интереса, то и изменений ждать не приходится.
Ожидания родителей периодически складываются и из личных амбиций. Но те родители, которые сами хоть немного втянуты в процесс, понимают, как на самом деле сложно дается результат. Вот для такого понимания и необходимо периодически проводить мастер-классы, открытые занятия.
Самое главное — взаимодействие трех сторон: ребенок-родитель-преподаватель. И только при совместном обсуждении и постановке целей, корректировке и достижении новых высот возможно развитие у ребенка фантастических навыков, которые пригодятся ему вне зависимости от того, выберет ли он инженерную профессию в будущем.
Автор: Осёнова Анна Анатольевна
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ