+7 (900) 029-50-10 ДЮТТ
+7 (904) 808-60-10 Кванториум Челябинск
+7 (3519) 33-07-37 Кванториум Магнитогорск
+7 (351) 369-08-13 Кванториум Златоуст
+7 (35163) 2-45-85 Кванториум Троицк
+7 (351) 394-33-03 Кванториум Копейск
+7 (35160) 2-25-76 Кванториум Пласт
+7 (35134) 4-22-81 IT-Куб Южноуральск
+7 951 806 3486 IT-Куб Сатка
+7 (3519) 33-08-08 IT-Куб Магнитогорск
+7 951-787-67-82 IT-Куб Кыштым
+7 (35146) 92 716 IT-Куб Снежинск
+7 9000 670 186 IT-Куб Миасс
+7 (351) 218-11-16 IT-Куб Челябинск
+7 (919) 111-20-76 IT-Куб Трехгорный

Сквозь года: летающая модель как средство приобщения к авиации

Что такое летающая модель? Какую роль это средство сыграло в развитии советской авиации и авиамоделизма?  А также небывалый успех каких изобретателей и авиамоделистов связан непосредственно с летающими моделями? Рассказывает педагог по авиамоделированию Александр Хайдуков.

Летающая модель – уменьшенная копия летательного аппарата, которая, способствуя научным открытиям, принесла человечеству огромную пользу. Сконструированная в 1754 году нашим великим соотечественником Михаилом Ломоносовым модель для подъёма метеорологических приборов явилась прообразом современного вертолёта.

Модели играют огромную роль в развитии авиации. С их помощью проверяют идеи и технические новинки, ведут научные исследования. Так, опыты с летающими моделями оказали большую помощь русскому военному деятелю и изобретателю Александру Можайскому в создании первого самолёта. На них он проверял теорию и правильность предположений, заложенных в основу проекта первого летательного аппарата.

Летающие модели – одно из лучших средств проверки правильности теоретических расчётов. В настоящее время существует способ, который позволяет использовать результаты опытов, проводимых с моделями в аэродинамических трубах, при расчётах натуральных самолётов. Принципы полёта, картину многих явлений, происходящих с самолётами в полёте, проверяют и изучают на летающих моделях.

На сегодняшний момент летающая модель – одно из средств приобщения к авиации огромной армии школьников. Тысячи талантливых ребят, изобретателей и моделистов, конструируют летающие модели в школах, клубах юных техников и в спортивно-технических клубах. Авиамоделизм –  это и вид технического творчества школьников, и массовый военно-технический вид авиационного спорта.

Дата рождения отечественного авиамоделизма – 2 января 1910 года. В этот день состоялись первые состязания летающих моделей. Самый дальний полёт составил 17 метров. Одним из организаторов этих состязаний является «отец русской авиации» Николай Жуковский, русский учёный, основоположник современной гидроаэродинамики. Содействовал распространению авиамоделизма русский изобретатель Константин Циолковский, строивший и запускавший со своими учениками тепловые шары и воздушные змеи.

Ведущую роль в разработке проблем авиамоделизма сыграла Центральная авиамодельная лаборатория (ЦАМЛ), созданная в 1931 году. После этого открылись лаборатории и кабинеты во многих других городах, и авиамоделизм становится первой ступенью подготовки авиационных кадров.

Спорт – одно из направлений развития авиамоделизма на всех его этапах. В полной мере на соревнованиях происходила оценка спортивных и технических достижений моделистов. В 1952 году авиамодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию, что, безусловно, отразилось и на его развитии.

В этот период появился новый вид моделей – комнатные. Для изготовления таких моделей применяли солому разных трав, а обтяжку делали из микроплёнки. Масса комнатных моделей не превышала 5 граммов, запускали их в помещении. В марте 1941 года на состязаниях московских авиамоделистов Михаил Зюрин установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 2 минуты 33 секунды. Его модель при размахе крыла 400 мм имела массу 1,69 граммов!

В 1950 году известный конструктор авиамодельных двигателей Владимир Петухов применил на своей модели новый двигатель с воспламенением рабочей смеси от сжатия.

В это же время среди конструкторов «малой авиации» широкое развитие получили кордовые модели – модели, летающие, но по кругу и удерживаемые кордовой прочной нитью (или тросом). Полёты моделей на корде стали зрелищнее, способствовали вовлечению в авиамоделизм большого количества школьников.

Мировой рекорд скорости полёта кордовой модели установил Михаил Васильченко на соревнованиях в Ташкенте в 1957 г. – 232 км/ч. Абсолютный рекорд скорости – 301 км/ч установил на международных соревнованиях в Брюсселе советский авиамоделист Иван Иванников. Такую скорость развила его кордовая модель с реактивным двигателем.

 

Написать сообщение

Оцените от 1 до 5

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Остались вопросы по качеству обучения?

Вы можете задать их любым удобным для вас способом:

Приемная директора

Обратиться

Позвонив по телефону +7 9000 295 020

Отправить на e-mail pismadir@robo74.ru

Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией

Оценить качество

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?