23.03.2020
Робототехника — это не только механика и электроника, это способы решения определённых задач, основанных на математических алгоритмах. Магнитогорские робототехники приняли участие в первом сетевом хакатоне инженерной олимпиады «Национальная технологическая инициатива». Подробности у наших коллег из Магнитогорска.
Соревнования проходили в технопарке «Кванториум» на базе Магнитогорского технического университета среди детей 11-18 лет. Одновременно с магнитогорскими командами задачу хакатона решали челябинские школьники. Участники могли заявиться в двух категориях: «Lego» на конструкторах Lego Mindstorms и «Open» на конструкторах Arduino.
— Робохакатон — это соревнования, предназначенные для проверки командной работы, навыков конструирования, программирования и решения робототехнических задач, — объяснил наставник «Робоквантума» магнитогорского кванториума Дмитрий Мазнин. — В этом хакатоне была предложена задача SLAM (прим. — сокращение от английского simultaneous localization and mapping — одновременная локализация и построение карты). Этот метод применяется для автоматической ориентации роботов в пространстве, прежде всего - в помещениях для картографирования, съёмок и составления плана. В нашем случае таким помещением служит модель лабиринта. Команда в течение хакатона создаёт робота, который способен проехать по лабиринту незнакомой конфигурации и вернуться в исходную точку.
Особенность хакатона в том, что участникам даётся ограниченное время на решение задачи с нуля - от сборки оборудования до программирования робота.
В Магнитогорске соревновались шесть команд, представлявших школу № 10, кванториум и детско-юношеский центр «Максимум». В челябинском кванториуме в хакатоне участвовали пять команд. Одновременно велись онлайн-трансляции с обеих площадок.
После обеда прошли контрольные заезды. Роботам давалось две попытки на заезд. Увы, задача оказалась сложнее, чем предполагали юные инженеры. Прописывая в программе кратчайший путь по лабиринту, они не учли, что его конфигурация может измениться.
— Перед финальным заездом была незначительно изменена конфигурация поля, — объяснил Дмитрий Мазнин. — Если робот «натаскивается" на прохождение по определённому лабиринту, схема ломается. Упор был сделан на то, чтобы дети смогли запрограммировать именно автономное поведение робота в условиях изменяющейся обстановки. Фактически при помощи датчиков робот определяет своё положение в пространстве и рассчитывает относительное удаление от препятствий.
Несмотря на то, что ни одна из команд не смогла решить поставленную задачу, ребятам предложили не разбирать роботов и попробовать доделать задание. Также всем были вручены сертификаты участников, а после контрольных заездов в лекториуме состоялось подведение итогов с разбором ошибок.
Обсуждая возникшие затруднения, Дмитрий Мазнин объяснил: не всегда следует гнаться за кратчайшим путём, так как трасса может измениться. При решении задачи нужно было использовать математические правила:
— Робототехника — это не только механика и электроника, это способы решения определённых задач, основанных на математических алгоритмах.
Справиться с поставленной задачей в итоге удалось только двум челябинским командам, представлявшим 142-й лицей и Дом юношеского технического творчества.
Хакатон по робототехнике стал первым в марафоне олимпиад НТИ. Следующий запланирован на 28 марта. Его темой станет Big Data — работа с большим количеством данных.
«Магнитогорский металл» (19 марта 2020 года)
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!
Подпишитесь на нашу рассылку
Остались вопросы по качеству обучения?
Вы можете задать их любым удобным для вас способом:
Анкета по оценке удовлетворенности качеством оказания образовательных услуг общеобразовательной организацией
Оценить качествоНажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно 152-ФЗ